Аранжировка - Основные элементы

1. Аранжировка – это схема, карта, структура песни или трека.
Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок.
Аранжировка позволяет легче и лучше усваивать основной смысл песни либо трека, благодаря правильно выверенным элементам аранжировки: частям, переходам между ними, соотношением тактов и скорости композиции, количеству инструментов и эффектов, и т.д. Устоявшиеся схемы аранжировок (куплет-припев-куплет-припев, либо дроп-яма-дроп) позволяют заранее предугадать слушателям, как будет звучать следующая часть в произведении. Это автоматически облегчает восприятие трека или песни, и заранее создает положительный эффект от прослушивания. Так как человек с легкостью воспринимает знакомые ему вещи.

Что такое аранжировка и зачем она нужна?

2. Аранжировка – это упорядоченный вариант первоначальных идей, замыслов, композиторских предпочтений, инструментальных и вокальных записей. При помощи аранжировки часто можно значительно улучшить и первоначальную акустическую версию песни либо трека (что наблюдается довольно часто в последнее время).

3. В процессе аранжировки специалисты работают с такими аспектами:
· динамика;
· темп;
· ритм;
· гармония;
· общее звучание;
· мастеринг, сведение;
· подготовка мелодии к записи;
· сочетание вокала и оркестра.

4. Каждый инструмент, участвующий в исполнении мелодии, обладает рядом возможностей и ограничений. Аранжировщик должен великолепно разбираться в этом, иначе его работа будет нарушать законы гармонии. Без учёта тембра каждого инструмента и соответствия регистра его партии основной канве работа аранжировщика невозможна.

5. Обычно аранжировка требует длительной подготовки, а в случае сложных проектов – и командной работы.

6. Любая аранжировка состоит из частей, которые часто отличаются друг от друга насыщенностью, скоростью, количеством инструментов, идеологической составляющей (например, куплеты и припевы) и т.д.

7. Некоторые части могут повторяться в произведении (например, дроп – танцевальная часть), некоторые могут проигрываться один раз (например, бридж).
В красных ячейках - бридж.
8. Части связываются между собой переходами и сбивками:
· Реверсивные элементы партий (чаще всего ударные: рекреш, рерайт, рекик, реснейр), также реверс вокала, аккорда, лида и т.д. Такой переход позволяет гладко перейти из части в часть
· Пауза или брейк перед следующей частью (обычно полтакта или такт). Такой переход достаточно резкий, и позволяет быстро перенастроиться на новую часть.
· Увеличение числа ударов перкуссии перед началом следующей части (как правило, более активной)
· Частотные эффекты перехода. Постепенное срезание высоких, либо низких частот. (Drop Down эффект)
· Эффект зажеванной пластинки перед следующей частью (Tape Stop эффект)
· Fade-in и Fade –out (особенно белый шум и креш с реверсивным движением)

9. Чтобы понять типовую структуру композиции, нужно разобраться из каких частей обычно состоит песня. В большинстве случаев, таких частей восемь:
· Вступление/интро;
· Куплет;
· Прехорус/бридж;
· Припев;
· Постхорус/тэг;
· Проигрыш
· Брейк;
· Концовка/оутро.
Одни части песни могут не входить в аранжировку, другие — повторяться несколько раз, хотя все зависит от смысловой нагрузки, которую они несут, и желаний композитора.
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Наглядные таблицы и схемы на музыкальные темы
Видеокурс о создании мелодических партий на примере знаменитых треков и песен
Простые видеоуроки по музыкальной теории и созданию музыки для начинающих
Узнайте чем я могу быть вам полезна. Консультации онлайн.
Видеокурсы созданию музыки и музыкальной теории
Отзывы от зрителей и клиентов о моих материалах и консультациях
Связаться со мной