Как определить тональность песни, трека

Сейчас песни и треки часто можно определить через специальные сайты. Но иногда и они обманывают. Из-за чего такое происходит?
Ниже в этой же статье вы найдете способы определения тональностей в песнях и треках и без волшебных сайтов )).
Узнаем же как определять тональности
1. Вот есть шикарный ресурс для определения тональности вашего музыкального произведения https://tunebat.com/Analyzer - ресурс, который быстро определит тональность трека, бита, лупа, вокала, песни, а также их BPM (скорость).

Очень удобный ресурс, если у вас нет возможности проверить тональность в музыкальной программе, или если вы хотите перепроверить себя после других аналогичных анализаторов.
А вот еще один хороший ресурс для определения тональности в песне 👇

2. https://www.audiokeychain.com/ - достаточно точно отображает тональность и скорость любого аудио файла (до 15 Mb).
Если у вас есть вокальная партия, либо луп, семпл, бит или трек, и у этого файла требуется определить тональность, то данный ресурс легко справится с этой задачей.

Просто перетащите любой из ваших треков в зону и нажмите кнопку «Загрузить треки».
Примечание. В настоящее время поддерживаются только файлы MP3 и WAV с ограничением размера файла 15 МБ для каждой дорожки.

Насколько точен AudioKeychain?
Определение тональности и BPM - очень сложный процесс, который может дать сразу несколько результатов. Точность может варьироваться в зависимости от множества факторов. Точность AudioKeychain остается конкурентоспособной с лучшими продуктами в отрасли.

Что означает тональность , например?
Чтобы сделать идентификацию тональностей более узнаваемой и удобной для пользователей, ресурс использует счет по кварто-квинтовому кругу или по-другому - "колесу Камелота". Ниже на том сайте вы сможете более точно узнать, что за тональность у вас отобразилась в ресурсе.
Разные системы отображения тональностей
В данном видео вы узнаете почему некоторые определители тональностей показывают сразу несколько тональностей. С чем это связано. Как же все-таки узнать максимально правильную 👇
Еще подкину вам ресурсы-определители. О них я также говорю в своем видео 👆 Если какие-то из них будут непонятны для использования - смотрите примеры их использования в моем видео.

3. https://showscale.com/ - отличный ресурс для тех, кто не знает названия нот. Вам достаточно нажать на те клавиши, которые отобразились у вас в программе в автотюне.
Если вы пользуетесь автотюном для определения нот той или иной партии (лупе, семпле), то очень часто, такие плагины показывают ноты на клавишах.

Зайдя на этот ресурс, начните нажимать на те клавиши, которые отобразились в автотюне при анализе музыкальной партии, и ресурс предложит те тональности, которые максимально подходят под вашу партию.

Например, у вас вокальная партия, и вам нужно определить ее тональность. Проанализируйте ее через плагин автотюна (очень часто такие плагины бывают встроены в музыкальную программу), или воспользуйтесь этим ресурсом для определения тональности.

4. https://www.scales-chords.com/scalefinder.php - ресурс, который наиболее точно высчитывает все возможные варианты тональностей, в случае если вы пропишите ноты, которые у вас встречаются в исследуемом лупе, партии, семпле, акапелле.

Одним словом, если вы смогли вычислить, какие ноты присутствуют у ваших партий, но не знаете, что же за тональность этих партий - пропишите эти ноты на ресурсе, и он вычислит нужные тональности.

Ресурс показывает не только базовые тональности (мажорные, минорные), но и более сложные варианты: гармонические, ладовые, и другие вариации, которые также могут встречаться в музыкальных партиях.

Как определить тональность без программ

По статистике

Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность. Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.

На слух

Еще очень надежный и проверенный временем способ определения тональности - «на слух». Это конечно, банально, и большинству читателей именно этот способ и приходит на ум. Но существует немалое количество других читателей, которые твердо заявят, что им не подходит данный способ определения тональности (ибо слух их иногда мощно подводит). В любом случае, читаем этот абзац до конца и определяем, насколько именно такой способ определения тональности подходит конкретно под ваши задачи. В случае чего, переходим читать следующие способы.

Для того, чтобы лучше определить на слух тональность трека, есть несколько вариантов. Если у вас есть midi-формат конкретного произведения, то вы можете выстроить по порядку все используемые в этом файле ноты. В вашем секвенсоре откройте данный миди файл, и все ноты, которые используются в нем, попробуйте рядом прорисовать в виде гаммы (последовательного расположения нот) из тех нот, которые в этом миди-файле имеются. Т.е. если там встречаются ноты F#, C, A, D, B… значит конкретно эти ноты выстраиваете по порядку (по алфавиту): A, B, C, D, F#. Наверняка, там будет больше нот.
Опять же, все примеры дала в моем видео, которое выше 👆

Risha Manis
автор
Вот все их и выстраиваете в алфавитном порядке. А потом строите эту лесенку наоборот – от самых высоких нот, до самых низких. В итоге, у вас должна получится горка из нот, которые сначала проигрывается наверх, а затем вниз. И все эти ноты были взяты из вашего миди-файла. Затем на медленной скорости прослушайте всю эту гамму, внимательно прислушиваясь к тому, на какой ноте вам хочется сильнее всего остановиться и закончить всю эту горку из нот. Если несколько раз прослушивать такую горку из нот на медленной скорости, вы сможете обнаружить, что какая-то нота сильнее всего на себя тянет внимание, как самая устойчивая. Это и есть тоника – это и есть самая главная нота тональности. В честь нее и будет названа тональность.
Если во всей горке вам захотелось остановиться на ноте Е – значит это будет тональность E. Опять же, в зависимости от настроения трека, вы сами укажите, будет это E-minor, или E-major. Еще сильнее эффект быстрого нахождения ноты на слух, обнаруживается, если комбинировать прослушивание такой горки нот, с самой мелодией произведения. Тогда точность попадания в самую устойчивую ноту будет в разы выше. И все же, если и такой способ не подходит, переходим к следующим вариантам нахождения.

Математически

Музыка – это и есть математика. Уж слишком много там цифр, соотношений и формул. Так давайте этим и воспользуемся. Существуют только два типа тональностей (не важно сколько знаков и черных клавиш в них присутствует) - это мажорные тональности и минорные тональности. В итоге, алгоритм следующий. Если у вас есть midi-файл данной мелодии, то как и в предыдущем варианте, выстраивайте из нот, которые в этой мелодии встречаются, гамму, т.е. все ноты прописываете подряд – от самой нижней до самой высокой. Когда у вас получится лесенка из нот midi-файла, которые вы взяли из данной мелодии, слушайте оригинал трека/песни и отвечайте на вопрос «Это мажорное (радостное) или минорное (грустное) произведение?»

Когда определились с настроением трека, выбирайте одну из двух схем тональностей: мажорная, либо минорная. В любой тональности, если выстроить в ряд ноты, которые в них существуют, то можно обнаружить, что расстояния между нотами будут различны. Где-то чуть большие расстояния, где-то – минимальные.
Самые минимальные расстояния между нотами – это полутон. И в рамках европейской музыки - это самые маленькие расстояния. В обычной мажорной гамме такие минимальные расстояния встречаются всего лишь два раза в одной октаве.

Еще самым знаковым для мажорных тональностей могут являться три тона подряд, которые автоматически получаются, если ноты идут по порядку. А тон – это два полутона. Найдите эти места, где идут по три тона подряд. Когда найдете, отметьте в них самую низкую ноту. Например, вы нашли участок, где три тона подряд, и это, предположим, ноты G, A, B, C# - данная комбинация дает 3 тона подряд. Стало быть, самая низкая нота в этой связке – это нота G. Так вот, эта нота, будет являться 4 ступенью для мажорной тональности.
В тональности D-major 4-й ступенью является нота G
Или еще один пример, чтобы наверняка было понятно. Нашли 3 тона подряд в нотах A#, С, D, E – в этой цепочке нот самая низкая будет нота A#. Она и будет 4 ступенью для мажорного звучания. Когда мы знаем четвертую ступень, несложно высчитать первую ступень (просто считайте ноты вниз, например, A#, A, G, F. Где F – и будет являться первой ступенью). Первая ступень и дает название тональности. Если первой ступенью оказалась нота F – значит тональность «F-major».
Нота A# является 4й ступенью.
Если кто-то из сверх-музыкантов сейчас меня спросит, "А чёй это вместо си-бемоля, стоит какой-то ля-диез?" 👆 - Поясняю. Я делала такого рода таблицы для начинающих музыкантов (преимущественно, электронщиков-технарей). Большинство из них работают-работали в музыкальных программах. В самых топовых муз программах крайне редко встречаются бемоли (а, например, бекарами там и не пахло никогда), А потому я адаптировала названия нот для начинающих музыкантов-электронщиков, чтоб у них не потерялось желание изучать муз теорию. А уже сверх-музыканты, которые много лет знают ноты и играют на муз инструментах - как-нибудь в таких простых вещах разберутся сами. И вообще, мне кажется сверх-музыкантам такие таблицы и не нужны ). Не обесудьте. Но и не пишите лишних вопросов по поводу таких таблиц. К тому же по статистике траблы с тональностями имеют именно музыканты, использующие автоматику, а не слух. Надеюсь все разъяснила )

Risha Manis
автор
А мы продолжаем пробовать вычислять тональности ).
Если высчитали первой ступенью ноту B - значит тональность B-major, и т.д.
Для минорных тональностей чуть другая схема. Выстраиваете также гамму из тех нот, которые играют в мелодии, и также находится места, где идут три тона подряд. Пусть это будут ноты D#, F, G, A. Для минора самой главной нотой всегда будет третья нота в этой связке – т.е. нота G. Да, тональность так и будет называться G-minor.
Выкладывайте эти ноты в пиано-ролл
Еще пример? Пожалуйста. Нашли три тона в комбинации нот G#, A#, C, D – стало быть, главной нотой для минора будет нота С. Значит тональность будет C-minor. Пробуйте сами.
Тональность до-минор
Все мои таблицы вы сможете скачать на моем сайте 👇 www.musatlas.ru
Наглядные таблицы и схемы на музыкальные темы
Видеокурс о создании мелодических партий на примере знаменитых треков и песен
Простые видеоуроки по музыкальной теории и созданию музыки для начинающих

Математически

Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в мелодии, от каждой попробуйте построить аккорды-трезвучия. Просто аккорды. Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в мелодии в разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды, используя те ноты, которые встречаются в самой мелодии. Если решили построить аккорды от ноты D, значит строите аккорд так: D – F# - A. Так как именно такие ноты в мелодии встречаются. Потом пробуйте от другой ноты строить аккорды. После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите мажорные аккорды, которые строятся от нот, стоящих рядом. Например, у вас получилось два мажорных (радостных) аккорда от двух рядом стоящих нот – от ноты C, это аккорды C-E-G, и от ноты D, это аккорд D-F#-A. Эти два аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче всего распознать, они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это наш ориентир. Теперь важно решить – у вас произведение мажорное или минорное? Если решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните – рядом стоящие два мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней.
Т.е. в нашем случае аккорд C-E-G от 4 ступени, а аккорд D-F#-A – аккорд от 5 ступени. Теперь осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С - 4 ступень, B – третья ступень, А – вторая ступень, G – первая ступень. Значит, в этой ситуации тональность G-major.
А что насчет минорных тональностей, то в минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени.
А если было сложно, то смотрите прикрепленное видео, которое было в начале статьи ) 👆

Читайте также другие мои статьи 👇
Структура трека: его части, партии, составляющие, эффекты.
Раздел с полезными уроками, статьями, видео
Статьи, видео по темам: уроки музыки, полезные ресурсы, музыкальные программы, музыкальные примеры
Смотрите ещё
Полезные разделы сайта
Наглядные таблицы и схемы на музыкальные темы
Видеокурс о создании мелодических партий на примере знаменитых треков и песен
Простые видеоуроки по музыкальной теории и созданию музыки для начинающих
Узнайте чем я могу быть вам полезна. Консультации онлайн.
Видеокурсы созданию музыки и музыкальной теории
Отзывы от зрителей и клиентов о моих материалах и консультациях
Связаться со мной